Человек ко многому может приспособиться. Точно так же меняется и рынок. Российские металлургические и металлоторговые компании живут сейчас в сложные времена. Но это не повод, чтобы опускать руки.
Низкие цены на прокат — это надолго. Из-за падения внутреннего спроса, вызванного непомерно высокими процентными ставками, сокращением инвестиций и государственных расходов, производственные мощности российских компаний стали избыточными. Для некоторых производителей желанной отдушиной является экспорт, но это решение не для всех из-за дорогостоящей логистики.
Рано или поздно ставки снизятся, а деньги вернутся в экономику. Но этого придется ждать еще достаточно долго. Поэтому российский бизнес приспосабливается, а рынок меняется.
Так как на цены повлиять трудно, все занимаются снижением себестоимости. Однако этого можно добиться и механическим урезанием затрат, и повышением операционной эффективности. От разрекламированных информационных технологий может быть польза, если применять их с умом и конкретной целью. А какие бездны экономии кроются в организации труда!
Но надо не только тратить меньше, но и зарабатывать больше. Нынешние трудности прямо требуют проявлять изобретательность. Одни компании видят свои шансы в специализации. Курс на сокращение затрат повышает спрос на аутсорсинг. Массовое производство однотипных изделий уменьшает их себестоимость. Надо только зарекомендовать себя надежным и качественным поставщиком.
Другие берут на вооружение стратегию диверсификации. Ищут прибыльные, привлекательные, не занятые ниши, где и сегодня можно получить хорошую прибыль, и занимают их. Или расширяют сбытовые сети, создают новые каналы продаж.
Особый вопрос — развитие. Нельзя сидеть на месте, считая каждый грош. В нынешние времена инвестиции — это сложно и рискованно. Но совсем без них не обойтись. Значит, каждый шаг должен быть хорошо продуман и просчитан.
