Зима, как известно, близко, но резкое обострение обстановки, причем, по всем фронтам произошло уже в самом начале осени. Противостояние приближается к пику. И вполне возможно, что кто-то в итоге не выдержит напряжения.
Одним из аспектов возросшего давления на экономику России стало недавнее заявление стран G7 о введении «ценового потолка» на российскую нефть. Пока нет ни таймлайна, ни четкого механизма, как именно это будет сделано, но в западном информационном пространстве эта тема получила широкую раскрутку.
Западники отдают себе отчет в том, что большинство стран мира не присоединятся к предложенной ими схеме. Однако заявляется, что в этом-то как раз и заключается тонкий расчет. По словам западных комментаторов, покупатели российской нефти воспользуются объявлением «потолка», чтобы выторговать себе еще большие ценовые скидки. Таким образом, будет достигнута главная цель — снижение доходов России от экспорта нефти.
Здесь обращает на себя внимание даже не то, что западные правительства легко и непринужденно жертвуют интересами собственных экономик, так как фактическое введение «потолка» может привести к новому подорожанию нефти. Это не новость еще с времен введения тотальных санкций и массовых уходов западных компаний с российского рынка.
Предложенный механизм контроля над ценами в международной торговле является совершенно беспрецедентным. И как минимум, он предусматривает раскрытие условий реальных контрактов неким контрольным органам, не предусмотренным никакими законами. Очередное надругательство над так называемыми «законами рынка» и законами вообще, которые, впрочем, давным давно перестали действовать под напором текущей политической целесообразности.
Страны Евросоюза попытались на заседании EU Energy Council установить такой же потолок на цену российского природного газа, но не пришли к консенсусу. Хотя вопрос об ограничении энергетических затрат промышленности и домохозяйств остается в повестке дня. В середине сентября Еврокомиссия должна предоставить по этому поводу некие практические рекомендации.
Что абсолютно точно, так это то, что в Европе в ближайшие месяцы будет введен самый жесткий режим экономии газа и электроэнергии с пока не просчитываемыми, но точно негативными последствиями для реального сектора региональной экономики. По крайней мере, у европейских металлургов на этот счет не осталось никаких иллюзий.
За последние две недели по всей Европе прошелся сравнимый только с 2009 г. вал заявлений о выведении из эксплуатации производственных мощностей по выплавке стали. По оценкам Argus, на 9 сентября были остановлены мощности по выплавке около 16 млн. т в год, что составляет порядка 10% от объемов производства в ЕС в 2021 г. До конца сентября должны прекратить работу десять доменных печей на европейских меткомбинатов, причем их список, вероятно, будет еще пополняться.
Европейский рынок стали пришел в состоянии хаоса, сравнимого с началом марта текущего года. Компании, остающиеся в игре, пытаются поднять цены, чтобы привести их в соответствие с возросшими затратами. Но это повышение идет тяжело из-за почти остановившегося спроса. Европейские компании усиленно скупают заготовку и катанку в странах Юго-Восточной Азии, где производители имеют гораздо меньшую себестоимость. Не исключено, что по тому же пути пойдет и сектор листового проката.
Все это вызывает зубовный скрежет со стороны металлургической ассоциации Eurofer, у которой сбываются самые худшие кошмары. Производство стали в Европе падает, а импорт увеличивает свою долю на региональном рынке. Причем если европейские металлурги смогут таки продавить заявленные повышения, то местным потребителям станет выгодно покупать даже сверхквотную продукцию с уплатой 25%-ной пошлины.
Правда, в неопределенной экономической обстановке спрос со стороны Европы вряд ли будет настолько активным, чтобы поддержать весь мировой рынок. Стальная продукция по-прежнему остается невостребованной. Не только европейские, но и турецкие компании резко сокращают производство стали и проката. В регионе, очевидно, будет дешеветь металлолом, что установит реальный потолок цен для российской заготовки.
Для отечественных металлургических компаний внешние рынки в конце года могут снова стать источником слабости. На октябрь меткомбинаты имеют достаточно заказов на листовой прокат благодаря заключенным ранее контрактам, но в дальнейшем у них могут возникнуть проблемы с экспортными поставками. Еще хуже будет ситуация с заготовкой, тем более, что металлолом в России, в отличие от мирового рынка, скорее всего, останется дорогостоящим.
Пока что внутренние цены в России сохраняют относительную стабильность. Арматура имеет некоторую тенденцию к понижению, так как ряд поставщиков форсируют продажи перед скорым окончанием строительного сезона. Листовой прокат, наоборот, растет по инициативе металлургов с их благоприятной октябрьской конъюнктурой.
Если не случится ничего экстраординарного, российский рынок должен сохранить относительную сбалансированность и тихо уйти на зиму. Только вот этой тишины нам никто, понятное дело, не гарантирует.