В последнюю неделю на российском рынке стальной продукции и в экономике в целом произошли немаловажные события. Но на первый план вышел Китай, где проходят «Две сессии» – Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) и Всекитайского комитета Народного политического консультативного совета Китая (ВК НПКСК).
Си Цзиньпин 10 марта был единогласно избран председателем Китайской Народной Республики (КНР) и председателем Центральной военной комиссии (ЦВК) КНР. Таким образом, завершился продолжавшийся более 40 лет период, когда лидер КНР мог находиться на своем посту не более двух пятилетних сроков.
Судя по тому, что в день выборов котировки на китайских биржах скакнули вверх, экономика восприняла окончательное установление политической стабильности в государстве как положительный сигнал. Тем более, что в течение последнего месяца обстановка была неопределенной. С одной стороны, восстановление после трехлетнего ковидного периода началось, но, с другой, процесс происходил довольно медленно. Однако сейчас есть основания ожидать ускорения. В частности, понемногу выходит из тяжелого кризиса строительная отрасль.
Между тем, роль Китая в мировой экономике трудно переоценить. Так, в ближайшие месяцы спрос с его стороны будет во многом определять ситуацию на рынках нефти и сжиженного природного газа (LNG). Пока что цены на эти ресурсы относительно умеренные, что объяснялось, в частности, сокращением их импорта в Китае в 2022 г.
В начале марта нефть и газ продолжали дешеветь вследствие благоприятных погодных условий в Европе и США и опасений по поводу рецессии в западных странах из-за повышения процентных ставок. Но что произойдет, если китайские компании начнут увеличивать закупки энергоносителей?
На мировом рынке стали влияние Китая двоякое. Китайский импорт определяет стоимость железной руды, а экспорт оказывает значительное воздействие на котировки проката. В последнее время в обоих этих секторах наблюдается рост.
Майские котировки на железную руду на торгах китайской биржи DCE 10 марта достигли очередного максимума с июня 2022 г. Но достаточно подорожания еще всего лишь на 2%, и они дойдут до уровня августа 2021 г. А такое повышение выглядит вполне вероятным. По данным национальной металлургической ассоциации CISA, в первой декаде марта выплавка стали на крупных и средних предприятиях достигла наивысших среднесуточных значений за последние восемь месяцев. Между тем тогда, в июне 2022 г., общенациональный показатель превысил 3 млн. т в сутки.
Национальная комиссия по развитию и реформам КНР (NDRC) пытается всеми силами сдержать рост цен на железорудное сырье, угрожая всевозможными карами «рыночным спекулянтам». Но котировки на DCE уже превысили отметку $130 за т. Скорее всего, этот уровень вскоре превзойдет и базовый австралийский 62%-ный концентрат на условиях CFR Китай.
В 2022 г. и начале 2023 г. железная руда в Китае дорожала по отношению к горячекатаному прокату. Скорее всего, у китайских металлургических компаний не будет иного выхода, кроме как поднимать цены на свою продукцию. Причем расти будут, конечно, не только внутренние, но и экспортные котировки. Стоимость китайского горячекатаного проката уже недалека от отметки $700 за т FOB. По-видимому, она в недалеком будущем превысит ее.
Нынешний подъем на мировом рынке стали не похож на резкие скачки 2020-2021 и 2022 гг. Это сравнительно медленное повышение, вызванное высокими издержками металлургов на сырье и энергоносители, а также улучшением спроса в Европе, Восточной Азии, на Ближнем Востоке. Большую роль играет Турция, где в преддверии начала широкомасштабных восстановительных работ покупательская активность резко активизировалась, но не все местные компании, пострадавшие от землетрясения, возобновили выпуск в полной мере.
При этом турецкое правительство призывает металлургов сдержать рост цен на стальную продукцию. И, возможно, не без успеха. Безусловно, на уровень начала февраля они не вернутся. По оценкам турецкой ассоциации производителей стали TCUD, в апреле объем выплавки в стране превысит показатель аналогичного месяца прошлого года, что потребует увеличения среднесуточного производства более чем на 35% по сравнению с январем. Если этот прогноз окажется хоть частично верным, в Турции подскочит спрос на металлолом и заготовку.
Хуже всего будет с ломом, так как объем его предложения на мировом рынке ограничен. Но недостатка в поставщиках полуфабрикатов у турецких компаний не будет. Помимо российских компаний, свою продукцию наверняка смогут предложить компании из Ирана, Индии стран Юго-Восточной Азии, а может, и Китая. В целом предполагается, что стальная продукция в Турции еще прибавит по сравнению с текущим уровнем, но не более чем на 10-15%. Дальше подорожание может быть остановлено благодаря конкуренции.
Между тем, и на российском рынке продолжается рост. По сравнению с началом февраля, если брать его за точку отсчета, стоимость арматуры в прайс-листах московских дистрибьюторов поднялась более чем на 25%, а горячекатаного проката — почти на 20%. Москомэкспертиза указывает 14% для арматуры, но только за февраль. В то же время, холоднокатаный прокат за то же время прибавил всего лишь около 10%, а оцинкованная сталь — вообще меньше 5%. Это говорит о том, что в подъеме есть немалая спекулятивная составляющая.
Вообще, за повышением цен стоят различные факторы. Это, в частности, недостаточный объем предложения на российском рынке, за которым стоят ремонты и простои на предприятиях, увеличение поставок по прямым контрактам с конечными потребителями и расширение экспортных продаж. Определенную роль сыграли, безусловно, возросшие затраты металлургов на логистику, начавший снова дорожать металлолом, действующий с января акциз за жидкую сталь. Определенно имеют место быть ожидания устойчивого спроса на прокат с наступлением настоящей весны.
Но кроме того цены на стальную продукцию в России в немалой степени определяет пресловутый экспортный паритет. При нынешнем курсе рубля стоимость российского проката и полуфабрикатов при отправке за рубеж оказалась на 5-8 тыс. руб. за т выше, чем на внутреннем рынке. А для последнего это не совсем стандартная ситуация.
Все мы хорошо помним ситуацию конца 2020 — первой половины 2021 г., когда российские котировки на стальную продукцию рванули вверх вслед за мировыми, хотя для внутреннего рынка это движение было нелогичным и неоправданным. В Минстрое уже бьют тревогу по поводу возможного повторения данного сценария и требуют от поставщиков арматуры прекратить взвинчивать цены, заявив о отправке соответствующего обращения в ФАС.
Вообще, в истории российского рынка стальной продукции неоднократно происходили скачки цен, вызванные краткосрочными дефицитами. Причем превышение спроса над предложением на первичном рынке реально есть. Металлотрейдеры, прогнозируя новый подъем в апреле, стремятся пополнить запасы, пока подорожание не дошло до пика. А производители не могут удовлетворить их пожелания и, чувствуя свое преимущество, радостно задирают вверх котировки на первичке.
Подобные взлеты всегда завершаются перегревом, перенасыщением рынка и падением цен, порой, весьма длительным. Но в этом году ситуацию осложняет фактор инфляции — как импортированной, так и своей, доморощенной.
На мировом рынке текущее подорожание, наверное, довольно скоро завершится стабилизацией. Источником роста цен на стальную продукцию является, в первую очередь, увеличение затрат, а уж во вторую — восстановление спроса после зимы, во время которой погода помогла избежать энергетического кризиса.
Железная руда и металлолом действительно могут еще прибавить. В то же время, видимый спрос может вскоре увянуть после непродолжительного оживления. Как заявил глава ФРС США Джером Пауэлл, повышение процентных ставок с целью борьбы с инфляцией может оказаться более значительным и продолжительным, чем ожидалось. А это значит усиление риска рецессии. Кстати, именно под влиянием этих соображений в прошедшую неделю дешевела нефть.
Российская экономика находится в двояком положении. С одной стороны, как заявляет министр экономического развития Максим Решетников, промышленность улучшает свои показатели, сохраняется положительная динамика в строительстве, расширяется инвестиционный и потребительский спрос. После того как из базы уйдут показатели кризисной весны 2022 г., должна существенно снизиться инфляция.
Однако, с другой стороны, возникают вопросы об устойчивости всего этого здания. В последнее время пошла новая волна уходов западных компаний с российского рынка. Те, кто уже продержался на нем больше года в условиях санкций, продают активы по низким ценам или вовсе бросают работающие предприятия. По мнению некоторых комментаторов, это говорит о том, что западный бизнес окончательно теряет надежду на восстановление более-менее нормальных экономических отношений их родных стран с Россией.
Если в предыдущий год США и их сателлиты разгоняли, в первую очередь, количество антироссийских санкций, то теперь следует ждать перехода к «качеству». Торговая блокада будет становиться все более жесткой, и это необходимо учитывать. Могут возникнуть новые проблемы с параллельным импортом и обслуживанием имеющегося в России оборудования. Конечно, за год российский бизнес доказал, что может решать задачи повышенной сложности, но риски, по-видимому, будут расти.
Курс рубля вроде бы удалось более-менее стабилизировать, но тенденция его ослабления, пусть и медленного, осталась. Кроме того, есть проблемы с дефицитом бюджета. По итогам двух месяцев — увеличение расходов в полтора раза по сравнению с аналогичным периодом годичной давности и снижение доходов почти на 25%. Причем нефтегазовых — на 46,4%. В результате имеем 2,58 трлн. руб. в минусе.
В то же время, паниковать пока преждевременно. Уже должна заработать новая система определения базовых цен на российскую нефть, что должно дать существенное расширение притока средств в государственную казну. По поводу расходов тоже не все однозначно. Очевидно, немалая их часть приходится на авансы. Февраль, по крайней мере, показал ощутимое снижение по сравнению с январем. Посмотрим, какие показатели будут в марте.
Кроме того, можно сказать, что дефицит бюджета — это еще не обреченность на высокую инфляцию. Американский бюджет на 2023/2024 финансовый год вообще предусматривает превышение расходов над доходами более чем на $1,8 трлн., что составляет 36,7% от объема запланированных поступлений. Тоже немало, знаете ли.
Вообще, печатный станок в той или иной степени используют сейчас все, кто может себе это позволить. Пока существует избыток производственных мощностей, а государство не допускает избыточного повышения тарифов «естественных монополий», ни инфляция спроса, ни инфляция издержек не выйдут из-под контроля.
Наибольший риск здесь создает «импортируемая» с мирового рынка инфляция. Именно по этой причине российским металлургам лучше бы не оглядываться на экспортные паритеты, если они вдруг заберутся слишком высоко. Хватит и реального роста по «естественным» причинам.
Другие материалы о российском и мировом рынке стали читайте в разделе «Аналитика».
Приглашаем всех принять участие в деловых мероприятиях, запланированных на 2023 г. В Москве 16-17 марта в 18-й раз пройдет международная конференция “Оцинкованный и окрашенный прокат: тенденции производства и потребления”. Вопросы рынка спецсталей будут обсуждаться на конференции “Нержавеющая сталь и российский рынок“, которая состоится 6-7 апреля в Екатеринбурге. А 13-14 апреля в Москве оценивать перспективы нового строительного сезона будут участники конференции “Сортовой и фасонный прокат: тренды рынка 2023 г.”.